Статья 2476

Двадцать лет назад Т. Эванс из Массачусетского технологического института написал программу, способную улавливать аналогии между геометрическими фигурами. Наличие способностей подобного рода проверяется тестами по оценке умственного развития людей. Научить программу находить концептуальные аналогии - задача более трудная, и ряд исследователей работает сейчас над этой проблемой. Дж. Карбонелл из Университета Карнеги-Меллона имеет программу, улавливающую сходство между алгоритмами, записанными на различных языках программирования, но имеющими одно и то же назначение. С другой стороны, если вернуться к программе, то она не столько отыскивает аналогии, сколько пользуется рассуждениями по аналогии, причем на довольно низком уровне. Работая, например, в области конструирования электронных интегральных схем, натолкнулась на тот факт, что симметрия является для них желательным свойством, хотя, почему именно, программе осталось непонятно. Когда позже перед ней была поставлена задача подобрать состав эскадры для военной игры Трэвеллер, решила сделать эскадру симметричной, оправдав свое решение ссылкой на опыт, полученный ею в области конструирования интегральных схем.
Однако по сравнению с человеческими способностями эти успехи выглядят чрезвычайно скромно. Слабость, проявляемая компьютерными программами при отыскании аналогий и их использовании, можно объяснить скорее узостью базы знаний, которыми располагают программы, чем неспособностью исследователей разработать подходящие алгоритмы. Люди в своих рассуждениях располагают огромным запасом понятий, из которого они могут черпать всевозможные аналогии. У каждого человека наберется, наверное, около миллиона отчетливых воспоминаний об отдельных предметах, действиях, чувствах, ситуациях. Такой обильный багаж знаний невозможно встроить в современные программы. Накопить столь огромный опыт в ходе работы программы также не могут. Программы, работающие в течение долгого времени, при повторном запуске не имеют достаточно хороших записей о результатах своих прошлых поисков, при остановке большая часть усвоенных ими уроков оказывается утерянной.